Зачем нужна цепь ГРМ, когда ее менять и стоит ли это делать своими руками?

Цепь ГРМ контролирует правильность подачи топливовоздушной смеси в ДВС, отведение выхлопов. Благодаря ей горючее и воздух попадают в цилиндры в нужный временной момент. Усилие от шкива коленчатого вала через ремень транспортируется к шкивам распредвалов, открывающих и закрывающих клапана. За счет этого обеспечивается перемещение газов в цилиндрах мотора.

Полное название цепи ГРМ звучит как газораспределительный механизм. Для изготовления этого элемента применяют сверхпрочную резиновую смесь на каучуковой основе, она представляет собой замыкающуюся в кольцо ленту с поперечно расположенными зубцами, обеспечивающими передачу вращающегося момента, предельное сопряжение, исключая проскальзывание.

Что происходит, когда рвется цепь ГРМ?

Обрыв цепи ГРМ чреват негативными последствиями для двигателя, определяются конструкцией силового агрегата. Простое устройство мотора снижает риск серьезных повреждений. Если поршень в верхнем положении не контактирует с открытым клапаном, при обрыве можно ограничиться исключительно заменой самой цепи.

В случае с мощными современными двигателями последствия могут быть куда серьезнее. Речь идет о капитальном ремонте силового агрегата.

При обрыве цепи ГРМ могут деформироваться клапана, полопаться втулки.

На газораспределительном механизме при его покупке нельзя экономить. Важно контролировать пробег транспортного средства, чтобы своевременно выполнить замену. Выбирать качественные ремни, которые будут служить на протяжении всего заявленного срока.

Как понять, что цепь ГРМ пора менять?

Пробег сложно считать самым надежным показателем, по которому можно судить о необходимости замены цепи ГРМ. На реальное состояние этого элемента указывают признаки износа и старения. О необходимости замены цепи ГРМ необходимо задуматься:

  • при видимых поверхностных повреждениях;
  • перебоях с зажиганием;
  • появлении большого количества дыма из выхлопной системы;
  • возникновении посторонних шумов со стороны ДВС.

Не тяните с установкой новой цепи ГРМ при появлении трещин, деформаций, растяжений. Все это признаки плохого состояния газораспределительного механизма.

Обратитесь в сервисный центр, если двигатель начал троить, его не получается завести с первой попытки – причина такого явления в большинстве случаев кроется в сточенных зубцах. С течением времени проблема будет усугубляться, возникнет риск деформации клапанов.

При повреждении цепи ГРМ из выхлопной трубы обычно валят клубы черного дыма. Ослабление газораспределительного механизма влечет за собой неполное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндре, этот процесс имеет продолжение в выхлопной системе, из-за чего образуется дым.

Не игнорируйте появление посторонних звуков, щелчков, хлопков со стороны двигателя.

А также заметные подтеки под кожухом ГРМ. Их возникновение провоцирует деформация и износ сальника коленвала. Взаимодействие ремня с машинным маслом влечет за собой разрушающие материал химические реакции. С заменой цепи ГРМ нельзя медлить.

Еще один признак повреждения этой детали – вращение стартера при невозможном запуске мотора.

Последствия обрыва цепи

Обрыв цепи ГРМ при выключенном двигателе – относительно «благоприятный» сценарий. ДВС завести не получится, но серьезных отрицательных последствий и больших финансовых расходов можно будет избежать. Простая замена газораспределительного механизма обходится недорого.

Гораздо хуже обстоит дело при обрыве цепи ГРМ на ходу. Автомобиль полностью утрачивает работоспособность, им будет нельзя пользоваться до проведения ремонта.

Одно из негативных последствий нарушения целостности цепи ГРМ – загиб клапанов. Распредвал остается в определенной позиции, то же самое происходит с клапанами. При продолжении движения коленчатым валом по инерции поршни ударяют по клапанам, запаса прочности металла оказывается недостаточно – это влечет за собой потребность в ремонте.

К более серьезным последствиям относят пробивку поршней.

Метода ремонта подбирается исходя из особенностей поломки, иногда приходится менять цилиндрический блок с головкой.

Менять цепь самому или ехать в сервисный центр?

Автомобилисты, у которых возникла проблема с газораспределительным механизмом, часто не могут решить – менять его самостоятельно или все же обращаться в сервис?

Замена цепи ГРМ своими руками – задача непростая, чтобы с ней справиться, придется прибегнуть к частичной разборке мотора, навесного оборудования. Необходимо добиться точного совмещения меток на шкивах, правильно отрегулировать натяжитель. Без соответствующих навыков и опыта делать это самому нежелательно. Разумнее доставить автомобиль в сервис, где все сделают качественно и в кратчайшие сроки. Попытки сэкономить на услугах специалистов могут закончиться неправильной установкой либо недостаточным натяжением цепи ГРМ, что чревато серьезной поломкой машины.

Замена газораспределительного механизма часто сопровождается установкой новых направляющих и роликов. Визуальная оценка степени износа роликов задача сложная, их ресурс сопоставим со сроком службы цепи ГРМ. При замене деталей рекомендуется акцентировать внимание еще и на состоянии водяной помпы.

Точная последовательность работ по установке новой цепи ГРМ определяется моделью транспортного средства. Есть общая схема, которой придерживается большинство мастеров.

Сначала снимается клемма с аккумулятора, машина обесточивается. Предварительно важно ознакомиться с «Руководством по эксплуатации и ремонту» автомобиля, хотя сотрудникам мастерской это не требуется, они полагаются на свой опыт. В некоторых марках машин отсоединение клеммы от аккумулятора невозможно из-за сброса адаптаций в электронной системе управления. В этом случае приходится работать с необесточенным транспортом. В другой ситуации необходимо поднять капот, отсоединить минусовую клемму аккумулятора.

Далее с машины снимается правое переднее колесо подкрылок, локер и защита для обеспечения доступа к шкиву коленчатого вала.

Иногда требуется снятие ремня генератора и прочих механизмов. В подобных случаях нужно придерживаться предписания руководства по обслуживанию транспортного средства.

Демонтажу подлежат крышки и кожухи, прикрывающие цепь ГРМ.

На следующем этапе необходимо выставить в одну линию метки на корпусе мотора и метки на шкивах коленчатого и распредвала. Для удобства рекомендуется пользоваться торцевым либо гаечным ключом.

Сняв цепь ГРМ, зафиксируйте положение шкивов коленчатого и распределительного валов.

Ослабить гайку крепежа натяжного ролика с целью его последующего снятия поможет торцевой или шестигранный ключ.

Ремень демонтируется и осматривается на предмет масляных пятен, антифриза.

Открепите крепежи, снимите и поменяйте натяжной и направляющий ролики, поменяйте водяную помпу, если в этом есть потребность.

Установите новую цепь, накинув ее на зубцы коленчатого вала, следите за тем, чтобы не сбились метки.

Важно добиться оптимального натяжения ремня, для этого применяется специальный регулировочный ключ.

Все демонстрированные агрегаты необходимо установить в обратном порядке, вернув на место минусовую клемму аккумулятора.

После всех манипуляций автомобиль следует завести, удостоверившись в отсутствии посторонних звуков. Наличие гула или свиста свидетельствует о перетянутости цепи ГРМ, необходимости ее ослабления. Если после замены машина тянет плохо, работа двигателя на холостых оборотах неравномерная или появился черный дым из выхлопной трубы – это говорит о неправильно выставленных метках. В такой ситуации цепь ГРМ придется перестанавливать.

Замена газораспределительного механизма предусматривает массу нюансов, о которых прекрасно известно специалистам. Начинающие автовладельцы, а иногда и опытные совершают ошибки. Чтобы автомобиль работал нормально, замену цепи ГРП рекомендуется поручать специалистам. Обращение в надежный автосервис – беспроигрышный вариант. 

Мы описали причины и последствия разрыва цепи ГРМ, когда и как лучше её менять. Если вы замечаете хотя бы один из них в вашем автомобиле, приезжайте на диагностику и замену в наш автосервис. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11.