Почему троит двигатель и что с этим делать?

Двигатель внутреннего сгорания представляет собой сложный механизм. Практически все водители оказываются в ситуации, когда агрегат начинает троить. Чаще всего это происходит при работе мотора вхолостую. Важно разобраться в причинах такого явления, возможных способах решения проблемы.

Троит мотор: что это значит

Под троением мотора подразумевается ситуация, когда в одном из его цилиндров прекращает нормально сгорать смесь. Такая проблема наблюдается как с четырехцилиндровыми двигателями, так и с другими видами.

Ее сложно не заметить – работа мотора становится неровной. Наблюдаются изменения в его звуке и ритме, из выхлопной трубы доносятся хлопки. При скоплении несгоревшего топлива в цилиндре в выпускной системе происходит воспламенение его паров от перегревшихся деталей.

Троение двигателя особенно заметно на холостых оборотах, его буквально начинает трясти – это легко увидеть, открыв капот.

Признаки неисправности (троения) двигателя

Проблема не всегда выражена настолько явно, но опытные автомобилисты сразу понимают, что мотор подтраивает. Можно выделить целый ряд признаков, наличие которых указывает на необходимость визита в сервисный центр.

Зачастую достаточно посмотреть на показания тахометра, чтобы заметить «плавающие» обороты.

Рывки особенно заметны при разгоне автомобиля, хотя и при плавном движении их сложно игнорировать.

Еще один характерный признак троения – искажение динамики разгона транспортного средства на всех передачах на протяжении всего диапазона оборотов мотора.

На проблему с двигателем указывают:

  • нехарактерные звуки;
  • появление копоти на одной из свечей зажигания (что не всегда указывает на неисправность самой свечи);
  • увеличенный расход бензина.

Причины возникновения

Причины троения двигателя могут заключаться:

  • в неисправности одного или нескольких элементов системы зажигания;
  • несанкционированном подсосе воздуха впускной системой, искажающем правильный состав смеси;
  • прогорании поршня либо клапана газораспределительного механизма;
  • нарушении целостности прокладки ГБЦ;
  • засоре воздушного фильтра.

К троению двигателя часто приводит выход из строя свечей зажигания, катушек, высоковольтных проводов.

Аналогичная проблема наблюдается при повреждении поршневых колец, ГБЦ.

Что делать, если мотор троит

Троение мотора – ситуация, которую недопустимо игнорировать, независимо от того на холостых оборотах это происходит или под нагрузкой.

Первым делом рекомендуется проверить исправность свечей зажигания. Пропуск искры препятствует воспламенению топливовоздушной смеси в камере сгорания. Работоспособность свечей проверяется разными способами, к примеру, специальным устройством, которое продается в магазинах товаров для автомобилистов. Можно снять провод со свечи зажигания на заведенном моторе и проанализировать, как изменится его работа. Эту методику рекомендуется применять исключительно на старых двигателях. Современная электронная система может пострадать от подобных действий.

Если опыта в таком деле нет, лучше сразу обратиться в мастерскую. Неисправные свечи необходимо заменить. Явный признак их неисправности – наличие копоти.

Нарушение целостности высоковольтного провода либо поломку катушки зажигания в машине можно выявить с помощью мультиметра. Первую неисправность легко установить в процессе осмотра провода на работающем двигателе в полной темноте – по вспышкам света. Все выработавшие свой ресурс составляющие системы зажигания нуждаются в замене.

Причина троения мотора может заключаться и в подсосе лишнего воздуха в цилиндры. Подобное случается при утрате герметичности в области впускного коллектора. Нарушения имеют место в связи с непроходимостью воздуха сквозь расходомер. ЭБУ лишается возможности корректного управления мотором. Излишки провоцируют обеднение топливовоздушной смеси, перебои с воспламенением в цилиндре.

Причинами подсоса могут быть:

  • трещины на корпусе коллектора;
  • разгерметизация в местах крепления датчиков;
  • износ подвижных деталей и их уплотнений;
  • износ прокладок.

Иногда в подсосе виновен вакуумный усилитель тормозной системы. Диагностику участка, где возникла проблема с подсосом воздуха, и поиск пути ее решения рекомендуется выполнять в автомастерской. Профессионалы точно установят – почему троит мотор.

Возможно, дело в неисправной ГБЦ, поломке либо сильном залегании поршневых колец, вызывающих троение силового агрегата в результате утраты компрессии. Если компрессия низкая, для последующей диагностики необходимо добавить в цилиндр небольшое количество масла. Если эта мера приведет к повышению компрессии, значит, неисправны поршневые кольца. При их разрушении или поломки клапана работа цилиндра полностью прекращается. Компрессия приближается к нулевой отметке. В подобном случае придется ехать на СТО.

В попытках разобраться – почему троит двигатель, необходимо проанализировать еще одну возможную причину, заключающуюся в сбоях регулировки клапанов. От этого зависит скорость и степень их открытия с закрытием. Отрегулируйте клапана и посмотрите – как изменится после этого работа мотора.

Нарушение целостности прокладки ГБЦ провоцирует сбои в газообмене. Газы начинают проникать из одного цилиндра в другой. На финальной стадии сжатия не формируется оптимального давления, искажается или совсем отсутствует горение топливовоздушной смеси. Пробой прокладки проявляет себя не только троением мотора, но и другими признаками: появление дыма из выхлопной трубы, увеличением давления в охлаждающей системы мотора. Кроме этого может быть утечка антифриза, возможно появление масла в системе охлаждения.

Отработавшую свой ресурс прокладку ГБЦ необходимо как можно быстрее заменить.

Мотор может троить из-за засора воздушного фильтра – это проблема устраняется проще всего. У забившегося элемента сильно снижается пропускная способность. Недостаток кислорода меняет состав топливовоздушной смеси, в цилиндрах могут быть перебои с воспламенением. По этой причине автомобиль начинает троить и дергаться. Для решения проблемы достаточно поставить новый фильтр.

Трудности с набором скорости на низких и высоких оборотах, увеличенный расход топлива – все это поводы для обращения в автомастерскую. В такой ситуации не стоит медлить – это может быть чревато серьезной аварией. Стоит отказать одному цилиндру, как перестанут нормально функционировать и остальные.

Некоторые водители игнорируют троение двигателя, в результате машина глохнет в самый неподходящий момент, что влечет за собой необходимость вызова эвакуатора, дополнительные траты. Эксплуатировать транспортное средство после отказа цилиндра, провоцирующего перегрев мотора, недопустимо.

При проблемах с двигателем рекомендуется как можно быстрее доставить автомобиль в сервис. Попытки самостоятельного решения могут только усугубить проблему. Профессионалы в автосервисе сначала проведут диагностику для установления точной причины поломки и только потом приступят к ремонту, устранят возникшую неисправность в сжатые сроки.

Если ваш двигатель начал троить – приезжайте в наш автосервис на диагностику. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11