Как и когда нужно менять масло КПП: автомат, вариатор и робот

Как часто нужно менять масло в автоматической коробке передач и надо ли это делать вообще? Или СОЖ заливается на заводе и рассчитано на весь срок эксплуатации трансмиссии? Рассказываем, что важно знать о замене масла в АКПП. 

Зачем менять масло в коробке

Автомобильное масло, в какой бы трансмиссии оно ни находилось, со временем теряет свои свойства. Производители еще не научились делать СОЖ, которая бы в течение 5-10 лет не окислялась и продолжала выполнять все функции в полном объеме. 

Например, в вариаторе по мере износа масла появляются задиры на конусах, стружка от ремня и другие предвестники крупного ремонта. В «роботе» потеря свойств СОЖ отражается на качестве переключения передач. В трансмиссиях с гидротрансформатором масло одновременно является его рабочей жидкостью. 

Стабильный свойства СОЖ – это залог плавной работы любой коробки передач. Узел будет работать без пробуксовок, рывков, снизится риск поломок. 

Но при длительной работе в условиях высоких температур в жидкости неизбежно протекают химические реакции. Даже в нормальном режиме езды масло в коробке может нагреваться до 150 ˚С, а с агрессивной манерой вождения – еще сильнее. Происходит деградация жидкости, то есть постепенное снижение ее первоначальных свойств. Чем выше перегрузки, тем быстрее деградирует масло. 

Первыми теряют эффективность вязкостные и противозадирные присадки. Масло становится жидким, не способным образовать стабильную пленку. Продукты распада собственных компонентов загрязняют жидкость. В СОЖ также скапливаются частицы металла от износа внутренних деталей, прокладок. 

Получается, что для стабильной работы коробки переключения передач масло необходимо периодически менять. Рассказываем, как и когда это делать в трансмиссиях разных типов. 

Как и когда менять масло

Срок замены технических жидкостей указан в регламенте автопроизводителя. Необходимо четко следовать этому документу. Есть автомобили, в которых полная замена масла в коробке категорически запрещена. В крайнем случае можно заменить СОЖ частично, но делать это должен опытный мастер. 

Если в документах к машине не указаны сроки обслуживания трансмиссии, можно менять масло через стандартные 30-40 тыс. км пробега. Обязательно каждый раз ставятся новые фильтры. 

Если вы не уверены в своем автомобиле, сомневаетесь в сроках замены, межсервисных интервалах, приезжайте в наш сервис на диагностику. 

Замена масла в автомате

Обслуживание гидромеханических коробок проводится только в СТО. Самостоятельно узлы лучше не трогать. Для каждой марки существует свой регламент замены масла и определенная технология. Контролируется множество параметров, вплоть до температуры жидкости. Если масло будет слишком холодным или слишком горячим, это может повредить внутренним деталям трансмиссии. Также существует специальный алгоритм контроля уровня – это многоступенчатая процедура. 

Особенности процесса 

Автомобиль поднимают на подъемнике и подключают к аппарату, который подает давление и вытесняет отработавшее масло из коробки. После этого узел заполняют свежей СОЖ. В процессе замены масла мастер одновременно промывает коробку, поэтому жидкость расходуется в большем объеме, чем указано в паспорте автомобиля. 

Частичная замена масла в АКПП 

Некоторые мастера практикуют частичную замену СОЖ на 40-70 % первоначального объема. Такое возможно, но мы рекомендуем сокращать межсервисный интервал. Вместе с отработавшим маслом в коробке остаются частицы износа, продукты распада и другие загрязняющие вещества. 

Замена масла в «роботе»

«Роботы» с электромеханическим управлением. 

Самые неприхотливые варианты. Интервал замены масла для большинства таких трансмиссий составляет до 100 тыс. км. Узлы наименее требовательны к качеству СОЖ, потому что жидкость работает только на смазку редукторной части. 

Такая коробка установлена, например, на российских «Ладах». Порядок обслуживания трансмиссии мало отличается от сервиса обычных МКПП. 

«Роботы» с гидравлическим управлением и общим масляным контуром 

Требования к качеству выше, чем в узлах с электромеханическим управлением. Если масляная система общая для всех частей трансмиссии, продукты износа могут загрязнять управляющий блок, что приведет к поломке соленоидов или клапанов. 

Рекомендованный интервал замены зависит от марки машины. Например, на Ford с 6-ступенчатой трансмиссией и сцеплением «мокрого» типа обслуживание требуется через 40-50 тыс. км пробега. 

«Роботы» с гидравлическим управлением и независимым масляным контуром исполнительной части 

Еще более неприхотливые трансмиссии, в которых масло может работать до 60 тыс. км. Роботизированные коробки устанавливаются на 7-ступенчатых «Шкодах», «Фольксвагенах» с передним приводом. Во время обслуживания в коробку заливают два вида масла: одно для редукторной части, второе – для исполнительной. 

Особенности замены масла в «роботе» 

В корпусе коробки передач предусмотрены заливные и сливные отверстия. Сначала из узла убирают отработавшую жидкость полностью или частично, а затем заливают свежую. Для работы потребуется подъемник или смотровая яма. 

Рекомендуется менять масло в роботизированных КПП только в сервисе. Большинство коробок после обслуживания требуют перепрошивки – для этого необходимо оборудование, программное обеспечение. 

Замена масла в вариаторе

Замена СОЖ в вариаторе технически не отличается от обслуживания обычной коробки-автомата. Старое масло сливается полностью или частично, а затем в узел заливают свежую жидкость. Одновременно меняется масляный фильтр. 

Необходимо контролировать уровень масла в трансмиссии. Если потребуется долив, жидкость нагревают до определенной температуры, которая обычно указывается в инструкции. 

Чтобы заменить масло быстро и безопасно, запишитесь в наш автосервис ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22 в Самаре. Наши специалисты имеют большой опыт обслуживания вариаторов, «роботов» и АКПП на автомобилях разных марок и всегда готовы предоставить вам свои услуги. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11. На работы предоставляются гарантии.