Что такое ремень ГРМ, зачем нужен и что случается при обрыве

Ремень ГРМ – один из основных элементов в автомобиле, от его исправности зависит синхронное и слаженное функционирование распределительного и коленчатого валов мотора. Он отвечает за своевременное открытие и закрытие клапанов.

Роль ремня ГРМ в работе двигателя

При исправном ГРМ распределительный вал поворачивается с определенной скоростью – в два раза медленнее по сравнению с оборотами коленчатого вала. Крутящийся распределительный вал обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси, выведение отработанных газов через системы выхлопа. При обрыве ремня ГРМ нарушается нормальный цикл функционирования силового узла, что чревато негативными последствиями.

Как устроен ремень ГРМ

Ремень ГРМ выглядит как замкнутая в кольцо лента, выполненная из прочного, чаще всего полимерного, материала с зацепами на поверхности, благодаря которым обеспечивается максимально плотное взаимодействие, предотвращается случайный слет с посадочной шестерни.

Этот элемент находится между коленчатым и распределительным валами, надежно связывая вращающиеся детали. Он передает механические усилие с шестеренки, зафиксированной на коленчатом валу, к шестеренке распредвала.

За счет стабильного и точного вращения детали, выпускные клапана закрываются и открываются через определенные временные промежутки, что важно для корректной работы двигателя. Даже незначительный сбой может повлечь за собой сильную просадку в мощности. Самым негативным последствием считается потребность в капитальном ремонте силового агрегата, серьезные повреждения, выраженные деформации поршней и клапанов.

Ремни ГРМ бывают:

  • зубчатыми;
  • клиновыми;
  • поликлиновыми.

Первая разновидность самая востребованная, поскольку отличается повышенной прочностью – важный аспект для полноценной транспортировки крутящегося момента.

Различия между ремнями ГРМ также состоят во внутреннем посадочном диаметре, ширине. Эти параметры должны соответствовать характеристикам двигателя, иначе монтаж будет невозможным или натяжение окажется слишком сильным либо, наоборот, слабым, что отрицательно повлияет на функционирование мотора.

Когда менять ремень ГРМ

Обрыв ремня ГРМ чаще всего сопровождается хлопком (если в автомобиле играет музыка, его можно и не заметить) – мотор глохнет, хотя прочие детали машины продолжают нормальную работу. Попытки завести транспортное средство в большинстве случаев сопровождает металлический стук. Кроме этого наблюдается легкое вращение стартера, чтоб объясняется отсутствием компрессии в цилиндрах.

При появлении подозрений обрыва ремня ГРМ повторно запускать мотор до осмотра этого элемента нежелательно.

Необходимо остановить машину, открыть капот. Возможность быстрого доступа к ремню ГРМ есть не всегда. Также нужно учитывать, что при обрыве данного элемента могут прогнуться клапана.

Если претензий к работе мотора нет, периодически проверяйте ремень ГРМ на признаки износа. Срок службы этого элемента обычно указывают в техпаспорте автомобиля, но желательно выполнять замену через каждые 50 тыс. км пробега. При покупке подержанной машины необходимо осмотреть ремень визуально. Наличие небольших трещин на корпусе – повод для его замены. Хотя это еще не говорит о том, что ремень порвется при первой же нагрузке. Внутри него имеется железное основание в виде тонких прутьев. Это дает возможность выдерживать внушительные нагрузки. На некоторые автомобили в заводских условиях устанавливаются сверхпрочные ремни, обладающие усиленным металлическим кордом. Срок службы у таких изделий примерно на 30% больше, чем у обычных.

На необходимость замены газораспределительного механизма указывают:

  • следы жидкости на его поверхности;
  • странные звуки и щелчки в двигателе;
  • сложности с запуском двигателя;
  • появление большого количества дыма из выхлопной трубы;
  • прокрутка стартера вхолостую при невозможности завести машину;
  • визуальные дефекты в виде трещин и потертостей.

Ремень ГРМ желательно заменить, если он используется больше 5 лет. По мере старения этот элемент утрачивает эластичность, покрывается трещинами. Попадание на его поверхность технических жидкостей из потекших сальников распредвала ускоряет износ ремня. Маслянистые подтеки могут провоцировать проскальзывания, рассинхрон в функционировании поршней и клапанов.

О замене газораспределительного механизма стоит задуматься и в том случае, если двигатель не запускается или это происходит с трудом, сопровождаясь вибрациями и провалами в функционировании.

Насторожиться и проконсультироваться со специалистами сервисного центра следует при появлении посторонних звуков и щелчков в моторе. Особенно при их нарастании на фоне увеличения оборотов двигателя. Это может быть признаком повреждения ремня ГРМ. Источником цикличного щелканья иногда выступают поврежденные подшипники, натяжные ролики, помпа.

Если запуск мотора сопровождается хлопками, а из выхлопной трубы валят клубы дыма – это говорит о повышенной концентрации кислорода в топливе. Неисправный ремень провоцирует сбои в работе катализатора из-за перегрева на фоне неполного сгорания горючего в камерах, его направления в выхлопную систему.

Замену газораспределительного механизма рекомендуется выполнять при появлении первых признаков его износа.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Последствия нарушения целостности ремня ГРМ могут быть разными – это нередко приводит к необходимости капитального ремонта ДВС. Самой сложной считается ситуация, когда поломка ГРМ вызывает деформации клапанов.

Последствия обрыва ремня ГРМ определяются конструкцией двигателя, его устройством. Если в моторе в положении пиковой мертвой точки поршень клапана в открытом положении не касается дна поршня – это можно считать удачей. При таком раскладе удастся ограничиться простой заменой самого ремня.

Нюанс заключается в том, что современные многоклапанные двигатели, обладающие повышенной мощностью, не имеют глубоких выборок под клапанные тарелки. При обрыве ремня ГРМ положение газораспределительных валов остается таким же, как в момент аварии. Вращение коленчатого вала, раскрученного по инерции маховиком, продолжается, он вступает в контакт с поршнем, что чревато загибом клапанов. В такой ситуации требуется демонтаж головки блока.

Пытаться решить проблему своими силами решение не самое разумное – надежнее обратиться в сервис.

При обрыве ремня ГРМ на холостых оборотах в большинстве случаев можно ограничиться заменой 2-3 клапанов. Если это произошло на передаче, менять придется все. Но специалисты с опытом в таких случаях рекомендуют полную замену всего набора клапанов, в противном случае могут пострадать и направляющие втулки, что влечет за собой необходимость восстановления блока цилиндров.

От удара может произойти повреждение поршня. Случается и такое, что порванный на большой скорости ремень становится причиной загиба всех шестнадцати клапанов, порчи втулок и сквозного пробивания поршней. При таких раскладах восстановление двигателя обойдется дорого.

Самые сильные повреждения согласно статистике при обрыве ГРМ наблюдаются у автомобилей японских марок. С проблемами сталкиваются и владельцы машин с дизельными моторами. При повреждении ГРМ в таких автомобилях из-за специфичной конструкции силового агрегата страдает сразу несколько деталей, среди которых распредвал с подшипниками. Иногда требуется капитальное восстановление модуля цилиндров.

Восстанавливать погнутые клапана при обрыве ГРМ приходится почти всегда, а вот каким будет их количество – это уже другой вопрос. Из строя может выйти большая часть, продолжать движение со столь серьезной неисправностью двигателя нельзя. Машину нужно как можно быстрее отогнать в сервис.

Нарушение целостности газораспределительного механизма отрицательно сказывается на функционировании поршней. Такого развития событий нельзя допускать, при появлении первых признаков неисправности нужно обращаться в сервис. Профилактическая диагностика сведет риск обрыва ремня ГРМ до минимума.

Особенности выбора ремня и замена

Выбирая между самостоятельной заменой ремня ГРМ и посещением автомастерской, остановитесь на втором варианте. Отсутствие опыта и инструментов может только все усугубить, придется ведь выполнять частичную. разборку двигателя, снятие навесного оборудования, защитного кожуха. Специалисты в сервисе сначала оценят степень повреждений, после чего поменяют газораспределительный механизм. В подобных случаях рекомендуется использовать оригинал от автопроизводителя, такой подход гарантирует долгий срок службы ремня ГРМ.

Если оригинальное изделие приобрести нет возможности, к примеру, по причине снятия с производства, можно установить аналог, обладающий идентичными техническими параметрами: длиной, шириной, количеством, размерами зубцов-зацепов, расстоянием между ними.

Один из косвенных признаков качества – стоимость газораспределительного механизма. Надежный ГРМ не может быть дешевым, установка таких комплектующих увеличивает вероятность их быстрой поломки, что может привести к аварии. Экономия на автомобильных запчастях нередко имеет негативные последствия.

При выборе ремня ГРМ на замену порванному, необходимо обращать внимание еще и на бренд. Отдавать предпочтение продукции известных производителей, которые дорожат репутацией и могут гарантировать высокое качество.

Сотрудники автомастерской установят ремень ГРМ надежного производителя, тем самым гарантировав его долговечность.

Если вы хотите заменить ремень ГРМ – вы всегда можете обратиться в наш автосервис. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11.